Службы Великого поста. ПАССИЯ.

О чинопоследовании Пассии.

 

Это богослужение, посвященное поклонению Святым Страстям Господа (от латинского passio –«страдание»), совершается всего четыре раза в году: вечером в воскресенье второй, третьей, четвертой и пятой седмицы Великого поста. Цель его – молитвенное сопереживание верующими крестным страданиям Господа и поклонению величию Его подвига.

Обычай совершать службу пришел к нам с Запада в XVI-XVII веках, но содержание пассии было кардинально переработано. Там это было нечто напоминающее театральную постановку с чтением текстов, перемежающееся слушанием музыки (например, «Страстей по Матфею» И.С. Баха или других композиторов). У нас же чтение акафиста Страстям Господним сочетается с элементами уставного богослужения Страстной седмицы: антифоном, прокимном, чтением Страстного Евангелия одного из евангелистов, а затем проповедью священника о несении креста.

Акафист Страстям Господним был написан в XIX русским песнотворцем святителем Иннокентием Херсонским. Он же составил и канон Страстям, а также все современное чинопоследование пассии, немного изменив ранее существующий чин митрополита Петра Могилы.

Обычно Пассия присоединяется к воскресной вечерне. Перед службой на середине храма устанавливают большое Распятие, перед ним – аналой с Евангелием. Во время пения умилительной стихиры Великой Пятницы «Тебе одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом …» совершается каждение и построение священства перед Распятием. Часто чтение Акафиста и дальнейшее служение происходит при свечах. По окончании чтения диакон возглашает прокимен: «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий», также взятый из богослужения Страстной Пятницы. Затем следует чтение Евангелия: на первой Пассии — Евангелие от Матфея, главы 26 и 27; на второй – Евангелие от Марка, главы 14 и 15; на третьей – Евангелие от Луки, главы 22 и 23; на четвертой – Евангелие от Иоанна, главы 18 и 19.

Затем поется 15-й Антифон службы Великого Пятка «Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение». Следует обычное окончание вечерни.

Храм Гроба Господня, Голгофа — место распятия Господа нашего Иисуса Христа

В конце службы совершается поклонение Кресту при пении стихиры Страстной Пятницы «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго, в нощи к Пилату пришедшаго и Живота всех испросившаго: даждь ми Сего страннаго, Иже не имеет где главы подклонити: даждь ми Сего страннаго, Егоже ученик лукавый на смерть предаде: даждь ми Сего страннаго, Егоже Мати зрящи на кресте висяща, рыдающи вопияше и матерски восклицаше: увы Мне, Чадо Мое! увы Мне, Свете Мой и утроба Моя возлюбленная! Симеоном бо предреченное в церкви днесь собыстся: Мое сердце оружие пройде, но в радость воскресения Твоего плачь преложи. Покланяемся страстем Твоим, Христе (трижды), и Святому Воскресению».

 

Использованы материалы из книги  «Избранные службы Великого поста». Духовное преображение , М., 2015г.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.