О БОРЬБЕ С ГРЕХОМ.

Среда 5 Великого поста. Из творений святых отцов.

 

…Всякой борьбе с грехом и вожделением служат началом труд, бдение и пост… (Прп. Исаак Сирин).

…Грех, живущий во глубине души, умерщвляется в ней принятием такого поста, который подлинно достоин сего наименования (свт. Василий Великий).

Не пренебрегай никакою погрешностью, хотя бы она была менее всякого зловредного животного, но поспеши исправить ее покаянием… (свт. Василий Великий)

…Маловажному не противься слабо, чтобы не встретиться, как ни есть, с худшим (свт. Григорий Богослов)

Если чрево у тебя на замке, то, может быть, спасешься от греха. А если двери у него отворены, то боюсь, чтобы персть не сделалась наглою. Когда тело усмирено, тогда усмиряется вместе и бесстыдная похоть (свт. Григорий Богослов)

Святитель Григорий, епископ Нисский

Чтобы терния этой жизни (а терния сии – грехи) не уязвили босых и ничем не охраненных ног, наденем на ноги жесткость сапог, а это – воздержная и строгая жизнь, которая сама собою сокрушает и стирает острия терний, препятствует греху, из малого и незаметного взявшись начала, проникать до внутренности (свт. Григорий Нисский)

Причиною греха не иное что, а единственно то, что люди к тем средствам достигнуть желаемого, какие у них под руками, не хотят присовокупить и Божию помощь. Если усиленному старанию предшествовать будет молитва, то грех не найдет доступа к душе. Пока в сердце твердо памятование о Боге, недействительными остаются примышления сопротивника; потому что в делах сомнительных везде за нас ходатайствует правда (свт. Григорий Нисский).

…При помощи добродетели борющемуся с каким-либо пороком должно уничтожать в себе первые начала злых дел, ибо с истреблением начала уничтожается вместе и следующее за ним, как Господь учит в Евангелии, едва не ясными словами говоря об умерщвлении первенцев египетских зол, когда повелевает умертвившим в себе похоть и гнев не бояться уже ни скверны – прелюбодеяния, ни ужасов убийства, потому что и то и другое не бывает само собою, если не породит гнев – убийства, и похоть – прелюбодеяния. Посему, так как чреватый грехом прежде прелюбодеяния рождает похоть и прежде убийства – гнев, то убивающий первенца, без сомнения, убивает и последующее за первенцем поколение, как и поразивший голову змеи умерщвляет целый ее состав, какой влачит она за собою сзади (свт. Григорий Нисский).

Бороться… <со грехом>, противиться, наносить и принимать язвы – в твоих это силах; а искоренить – Божие дело (прп. Макарий Египетский).

Преподобный авва Исайя, отшельник Египетский

Если в каком-либо случае сделаешь погрешность, не прикрывай сего ложью от стыда, но с поклоном проси прощения (у кого должно), и погрешность твоя простится тебе (прп. авва Исаия).

…Помяни грехи свои пред Богом, если желаешь, чтобы оные простились тебе, и не воздавай злом за зло ближнему твоему (прп. авва Исаия).

 

Каждый должен заботиться о своих болезнях душевных, и каждый должен оплакивать грехи свои, не зазирая ближнего (прп. авва Исаия).

Во всякое время человеку укорять себя самого есть очищение грехов (прп. Ефрем Сирин).

Не превозносись над согрешившим, и не поощряй ко греху не согрешавшего; то и другое вредно и опасно. Если же хочешь сделать себя полезным, то тому и другому покажи в себе образец добрых дел, проливая пред Господом потоки слез, чтоб и падшего восставил Господь, и стоящий не был уловлен грехом (прп. Ефрем Сирин).

Грехи раздражительной силы <души> суть следующие: жестокосердие, ненависть, несострадательность, злопамятство, убийство и постоянное помышление о подобном сему. К уврачеванию же и исцелению от сих грехов служат человеколюбие, любовь, кротость, братолюбие, сострадание, терпеливость и доброта (прп. Ефрем Сирин).

Грехи разумной силы <души> суть следующие: неверие, ересь, неблагоразумие, хула, неразборчивость, неблагодарность и соизволения на грехи, происходящие от страстной силы в душе. К уврачеванию же и исцелению от сих грехов служат несомненная вера в Бога, истинные, непогрешительные и православные догматы, постоянное изучение словес Духа, чистая молитва, непрерывное благодарение Богу (прп. Ефрем Сирин).

Грехи вожделевательной силы <души> суть следующие: чревоугодие, прожорство, пьянство, блуд, прелюбодеяние, нечистота, распутство, корыстолюбие, вожделение пустой славы, золота, богатства и плотских удовольствий. К уврачеванию же и исцелению от оных служат пост, воздержание, злострадание, нестяжательность, расточение денег на бедных, стремление к будущим благам, желание Царства Божия, вожделение всыновления (прп. Ефрем Сирин).

…Угасим пожар греховный, не изобильною водою, а малыми слезами (свт. Иоанн Златоуст).

Не место истребляет грехи, но смирение (прп. авва Исаия).

Помни о конце своем, и ты не будешь грешить. Помни всегда о смерти, и твоя мысль не будет испытывать колебаний (свт. Иоанн Златоуст).

Грехи умножаются вследствие обилия благ и исчезают вследствие скорби и бед (свт. Иоанн Златоуст).

…Будем несомненно верить и постоянно говорить о ней <геенне>, и тогда мы не скоро станем грешить (свт. Иоанн Златоуст).

Грех исповеданный становится меньше, а не исповеданный – больше (свт. Иоанн Златоуст).

Блажен, кто непрестанно со слезами взирает на беззакония свои и не услаждается помышлением о тех скверных грехах, какие учинил он в мире сем. Он войдет в Чертог радостей и насладится там блаженством с сонмами всех праведников и святых в новом непреходящем мире, на той Брачной Вечери, которой никогда не оставляют призванные на нее (прп. Ефрем Сирин).

Дни спешат к окончанию своему, а грехи около меня, как камни преткновения. Уравняй для меня путь Твой, Господи, чтобы мог я идти по оному (прп. Ефрем Сирин).

Какой ужас! Как болезненно это сердцу! При каждом из нас всегда невидимо стоит незримый писец и записывает слова и дела его на Судный День (прп. Ефрем Сирин).

…Если кто не очистит себя от всякого лукавого дела, от нечистых помыслов, от порочных пожеланий… то не вселится в нем Бог (прп. Ефрем Сирин).

***

В одном городе жил юноша, сотворивший много зла, и занимался он окрадыванием мертвых. Но благодать Божия однажды коснулась его сердца, ужаснулся он своих дел, вспомнил Суд Божий и решился в покаянии и смирении провести оставшуюся жизнь. Придя к пещерам, где лежали окраденные им мертвецы, он горько плакал, а потом сам затворился в одной из них.

Но тут для него началась ужасная брань. Вскоре ему явились бесовские полчища и возопили: «Где этот скверный и нечистый, который, пресытившись грехом, теперь желает себя показать благочестивым? Неужели ты думаешь еще быть помилованным, соделав столько грехов? Уходи отсюда. Блудницы и скупщики краденого ждут тебя. Нам продался ты, нашу волю творил, во всем повинен, и как думаешь избежать муки?» Но юноша твердо верил в беспредельное милосердие Божие к кающимся грешникам, и бесам ничего не отвечал. Долго мучили они юношу своими воплями, а затем начали наносить и побои. Много раз избивали его до полусмерти.

К тому времени родные нашли его и стали упрашивать вернуться домой. Но юноша говорил: «Нет, лучше я умру в этих гробницах, чем возвращусь в мир на смертные грехи». После ухода родных бесы напали на него с таким остервенением, что едва не убили его.

Это было последнее нападение демонов. Видя его непоколебимость, они бежали, вопия: «Благодатию Божиею и своим терпением он победил нас!» После того юноша в трудах и покаянии прожил в пещере до своей кончины (Пролог в поучениях. Гурьев. М., 1912).

 

 

Цитаты из книги «Сокровищница духовной мудрости».

Выписки из творений святых отцов составлены в соответствии с годовым кругом евангельских чтений.

Составитель протоиерей Михаил Нейгум.

Издательство «Русь», Москва, 2001г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.