…<Христос> к крещению приступил для того, чтобы засвидетельствовать истинность Своего Человечества, – преимущественно же для того, чтобы крещением Своим положить конец крещению Иоанна, так как Он снова крестил тех, кои крещены были Иоанном. Этим показал и сделал ясным, что Иоанн только до Его прихода совершал крещение, ибо истинное крещение открыто Господом нашим, Который соделал его свободным от наказаний закона (прп. Ефрем Сирин).
***
Сошел Владыка ангелов в струи Иордана – и, освятив естество вод, уврачевал всю вселенную (свт. Иоанн Златоуст).
***
С тех пор как Спаситель соблаговолил принять наше естество, Он исполняется Святаго Духа не потому, что Он был ниже Святаго Духа, а потому, что плоть должна была в человеческом образе восприять сошествие Духа… (свт. Иоанн Златоуст).
***
…Спаситель восхотел отдать в собственность Святому Духу то тело, какое Он – Господь – воспринял, – отдать для того, чтобы все, что совершит Христос по плоти, приписывалось Святому Духу, жившему в Нем… (свт. Иоанн Златоуст).
***
Дух сходит (на Спасителя) не потому, что не достаточно было Божество Сына, но для того, чтобы таким путем обнаружилось совершенное познание Троицы (свт. Иоанн Златоуст).
***
…Он <Христос> не имеет нужды в крещении, и… Дух сошел для того только, чтобы указать Его (свт. Иоанн Златоуст).
***
Спаситель допустил диавола с искушением, чтобы Своим примером научить нас, как мы должны побеждать искусителя, именно теми же способами, какими Он отразил искусителя (прп. авва Серапион).
***
Домостроитель жизни нашей Господь положил с нами завет крещения, имеющий в себе образ смерти и жизни; и изображением смерти служит вода, а залог жизни подается Духом (свт. Василий Великий).
***
Какое намерение и какая сила крещения? Чрез него крещаемый изменяется в уме, слове и деле, и по данной ему силе делается тем же, что Родивший его (свт. Василий Великий).
***
Крещение – искупление пленных, прощение долгов, смерть греха, пакибытие души, светлая одежда, неприкосновенная печать, колесница на небо, предуготовление Царствия, дарование сыноположения (свт. Василий Великий).
***
Через <крещение>… образуется и совершается человек Христов, земное прелагается в дух и воссозидается (свт. Григорий Богослов).
***
Пришел Господь, и ту светлость и славу, какие погубил Адам преступлением заповеди, возвратил ему крещением (прп. Ефрем Сирин).
***
И ты при крещении получил благодать Божию и стал причастником Духа, если и не столько, чтобы творить чудеса, то сколько нужно иметь для правильной и благоустроенной жизни… (свт. Иоанн Златоуст).
***
Поелику в крещении предположены две цели: истребить тело греховное, чтобы оно не приносило уже плодов смерти, ожить же Духом и иметь плод во святыне, – то вода изображает собою смерть, принимая тело как бы во гроб, а Дух сообщает животворящую силу, обновляя души наши из греховной мертвенности в первоначальную жизнь (свт. Василий Великий).
***
…Божественный и утешительный Дух, данный апостолам, и чрез них преподанный Единой и Истинной Церкви Божией с минуты крещения по мере веры, различно и многообразно пребывает в каждом, приступившем ко крещению с чистой верою, и каждый для приумножения, возделания и приращения получает сей мнас, как сказано в Евангелии (см.: Лк. 19, 13) (прп. Ефрем Сирин).
***
…Дух <Святый> бывает как бы Божественною и световиднейшею купелью; найдя достойных. Он всецело объемлет их (и заключает) внутри (прп. Симеон Новый Богослов).
***
…Любящий Бога и заповеди Его соблюдающий облекается свыше сходящею силою Святаго Духа, Который не является чувственно, в виде огня, и не приходит с великим шумом и дыханием бурным (это совершилось только на Апостолах – для неверующих), но зрим бывает умно, как умный свет, и приходит с тихостью, принося обрадование, – что есть отсвет первого оного Вечного Света, и отблеск непрестающего блаженства. Как только воссияет сей Свет в духе, тотчас исчезает всякий нечистый помысл, изгоняется всякая страсть душевная, и всякая немощь телесная получает уврачевание. Тогда очищаются очи сердца – ум и мысль, и зрят Бога, как написано в Евангелии о блаженствах. Тогда душа, как в зеркале, видит все даже и малейшие свои прегрешения и приходит в величайшее смирение; помышляя же о величине оной славы, исполняется всякой радостью и веселием и, дивясь неожиданно увиденному чуду оному, проливает обильные слезы. Так наконец совершенно изменяется весь человек и познает Бога, сам прежде познан бывши от Бога. Одна эта благодать Всесвятаго Духа делает то, что человек начинает презирать все земное и небесное, настоящее и будущее, радостное и скорбное. Она делает его другом и сыном Божиим и богом, насколько сие вместимо для человека. О, сколь величественны дарования Божии! (прп. Симеон Новый Богослов).
***
Уверовавшие в Бога и крестившиеся должны тотчас быть готовыми и от домашних своих терпеть искушения даже до смерти. Ибо кто не готов к этому, тот при постигшей внезапно опасности легко приходит в колебание (свт. Василий Великий).
***
Два рода искушений; потому что или скорби испытывают сердца, как золото в горниле, в терпении открывая их доброту, или нередко самое благоденствие жизни служит для многих вместо испытания (свт. Василий Великий).
***
Искушения ни на кого так не восстают, как на тех, кои получили Духа Святаго. И Господь наш, когда по крещении сошел на Него Дух Святый в виде голубя, изведен был Духом в пустыню, искуситися от диавола, который испытал Его всеми своими искушениями, но ни в чем не успел против Него… Так и всех, приемлющих Духа, борющихся и побеждающих, Дух Святый укрепляет и подает им силу препобеждать всякое искушение (прп. Антоний Великий).
***
…Никто без искушений не может войти в Царствие Небесное; не будь искушений, никто бы и не спасся (прп. Антоний Великий).
***
Цитаты из книги «Сокровищница духовной мудрости». Выписки из творений святых отцов составлены в соответствии с годовым кругом евангельских чтений. Составитель протоиерей Михаил Нейгум. Издательство «Русь», Москва, 2001г.