НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

О СМИРЕНИИ И ГОРДОСТИ (из творений святых отцов)

…Если имеем нужду в милосердии, то употребим в дело смиренномудрие, чтобы смиренномудрием привлечь на себя щедроты Господни (прп. Ефрем Сирин).
…Чтобы знать тебе, какое благо — не воображать о себе ничего великого, начертай словом две колесницы. Впряги праведность и высокоумие и еще грех со смиренномудрием и увидишь, что колесница греха упредит праведность не по собственной силе греха, но по крепости сопряженного с ним смиренномудрия, и также первая колесница останется назади не по немощи праведности, но по тяжести и дебелости высокоумия. Ибо как смиренномудрие, по превосходной своей высоте, преодолевает тяжесть греха и предваряет в восхождении к Богу, так высокоумие, по великой своей тяжести и дебелости, в состоянии взять верх над не обремененною ничем праведностию и легко увлечь ее долу (прп. Ефрем Сирин).
Кто облечен смирением, в том живет все доброе, а кто облечен гордостию, в том пребывает все худое. Смирение и грешников возводит к совершенству, а гордость и совершенных доводит до порока (прп. Ефрем Сирин).
Смиренному, если и согрешит, легко принести покаяние, а гордый, если и праведен, легко делается грешным (прп. Ефрем Сирин).
Смиряющиеся грешники и без добрых дел оправдываются, а праведные за гордыню губят и многие труды свои (прп. Ефрем Сирин).
Не пренебрегай смиренного; он стоит тверже тебя… (прп. Нил Синайский).В какой… мере удручаешь тело свое… в такой же смиряй паче сердце свое, в ничто вменяй… себя, чтобы, когда найдет себе доступ в тебя тщеславие, не пожать тебе вместо пшеницы крапиву и чтобы не погибли труды твои (прп. Нил Синайский).
…Если же ты носишь в совести великое бремя грехов и при этом признаешь себя последним из всех, то ты будешь иметь великое дерзновение перед Богом, хотя еще нет смиренномудрия в том, чтобы грешник считал себя грешником. Смиренномудрие состоит в том, чтобы, сознавая за собою много великого, ничего великого о себе не думать… (свт. Иоанн Златоуст).
Как гордость есть источник всякого нечестия, так смирение есть начало всякого благочестия. Потому-то Христос и начинает со смирения, желая с корнем исторгнуть гордость из души слушателей (свт. Иоанн Златоуст).
Смиренный же будет благодарить Бога не за блага только, но и за то, что считается противным; и что бы он ни терпел, он не будет думать, что потерпел незаслуженно. Так и мы, чем более преуспеем в добродетели (через скорби), тем более станем смирять самих себя, потому что и это составляет великую добродетель (свт. Иоанн Златоуст).
Не столько грешнику, сколько добродетельному нужно заботиться о смирении. Почему так? Потому что грешник понуждается к смирению совестию, а добродетельный, если не очень бодрствует над собою, как будто подъятый ветром, превозносится и тотчас омрачается… (свт. Иоанн Златоуст).
Ты смиренномудрствуешь, имея высокие заслуги? Смирение нисколько тебе не вредит: в очах Божиих ты остаешься таким, каков ты на самом деле. Если ты смиряешь себя, не ожидая удара судьбы, тогда и уничижение – откуда бы оно тебя ни постигло – не будет для тебя неожиданностью: ты выступишь на борьбу готовым (свт. Иоанн Златоуст).
Смиренномудрый и при величии своем не думает о себе много, зная свое смирение, а ничтожный и при малости своей много о себе воображает (свт. Иоанн Златоуст). .

..Никогда не превозносись своим смирением! Может быть, вам кажутся смешными слова мои, что смирение превозносится; но не удивляйтесь: оно превозносится, когда бывает неискренним. Как и каким образом? Когда оно бывает для того, чтобы показаться перед людьми, а не перед Богом, когда оно имеет в виду свое прославление и тщеславие; и тогда оно – дело диавола. Как многие тщеславятся тем, что они нетщеславны, так превозносятся и смирением по высокомерию… (свт. Иоанн Златоуст).
Поистине тот больше всего знает себя, кто считает себя за ничто. Ничто так не любезно Богу, как считать себя в числе последних (свт. Иоанн Златоуст).
Размыслим о нашей природе, подумаем о своих грехах, познаем, кто мы, и это будет нам достаточным поводом для смирения во всем (свт. Иоанн Златоуст, 55, 530).
В сердцах гордых рождаются хульные слова, а в душах смиренных небесные видения (прп. Иоанн Лествичник).
Праведник должен бояться гордости больше, нежели грешник… потому что грешник по необходимости имеет смиренную совесть, а праведник может гордиться своими добрыми делами (свт. Иоанн Златоуст).
Надеющийся на праведность свою и воли своей держащийся не может избежать вражества (козней вражеских), ни покой найти, ни увидеть, чего у него недостает (прп. авва Исаия).
…Нет никакой другой страсти, которая бы так все добродетели истребляла, лишала человека всякой праведности и святости, и обнажала, как гордость, как главная какая и губительная болезнь, которая ни один член или часть его расслабляет, но все тело повреждает смертоносным расстройством и уже стоящих на верху добродетелей в состоянии подвергнуть жестокому падению и погубить. Ибо всякая страсть ограничивается своими пределами и целью, хотя повреждает и другие добродетели, но нападает главно на одну и особенно ее подавляет и побеждает. И чтобы это можно было яснее уразуметь, скажем, что чревобесие, т. е. вожделение чрева или страсть к обжорству, погубляет строгость воздержания, похоть оскверняет целомудрие, гнев погубляет терпение, так что иногда преданный одному пороку не лишается совсем других добродетелей; но, погубив только ту добродетель, которая падает, когда противоположный ей порок поборает, прочие добродетели хотя отчасти могут оставаться, а когда гордость овладеет несчастною душой, то как какой-нибудь самый жестокий тиран, взявши высокую крепость добродетелей, весь город до основания разрушает и разоряет. Высокие стены святости сравняв с землею пороков и смешав, потом не оставляет покоренной ею душе никакого вида свободы. И чем более богатую захватит в плен, тем более тяжелому игу рабства подвергает и, с жестокостью ограбив все имущество добродетелей, совсем обнажает (прп. Иоанн Кассиан).
Человек гордый и непокорный увидит горькие дни; смиренномудрый же и терпеливый возвеселится всегда о Господе (прп. Ефрем Сирин).
Кто превозносится над братом своим, над тем издеваются бесы (прп. Ефрем Сирин).
Сколько ни превозносится человек в гордыне сердца своего, все же попирает он землю, из которой взят, и в землю пойдет, возвышает же Господь смиренных (прп. Ефрем Сирин).
И Богу, и людям ненавистна гордыня, а любящих смирение возвышает Господь (прп. Ефрем Сирин).
…Гордыня подобна весьма высокому огнившему дереву, у которого ломки все сучья; и если кто взойдет на него, тотчас обрушится с высоты (прп. Ефрем Сирин).
Гордостью болезнует, кто стал отступником от Бога, и собственным своим силам приписывает добрые дела (прп. Нил Синайский).
Гордость надмевает мысли до напыщенности, научает пренебрегать всякого человека… (прп. Нил Синайский).
Если… кто скажет, что лучше гордиться, делая добро, нежели смиряться, согрешая, тот совсем не понимает ни вреда от гордости, ни пользы от смирения (свт. Иоанн Златоуст).
Любишь ты праведность? Возненавидь гордыню и возгнушайся ею; она и дела правды делает неблагородными Богу (прп. Ефрем Сирин).

<Человек> был человеком по природе и устроению Божию, но стал животным чрез приобщение к гордости; был человеком как носящий в себе образ Божий, и стал зверем, преисполнившись тщеславием (свт. Иоанн Златоуст).

   На великую высоту восходит душа гордого, и оттуда низвергает его в бездну (прп. Нил Синайский).
Ведай совершенно, что человек творящий благое с кичением… некосвенно впадает в крайнюю погибель (свт. Иоанн Златоуст).
…Гордость может низвергнуть невнимательного и с самых небес… (свт. Иоанн Златоуст).
…Гордость в высшей степени вредна и пагубна не только для того, кто усвоил себе ее, но и для того, кто ненадолго разделяет ее (свт. Иоанн Златоуст).
<Гордость>… может… повредить всякую добродетель души – милостыню ли, молитву ли, пост или что-либо другое. Сказано, что высокое у людей нечисто пред Богом (свт. Иоанн Златоуст).
Представь, если хочешь, что кто-нибудь воскрешает мертвых, исцеляет хромых, очищает прокаженных, но с гордостью: ничего не может быть хуже, нечестивее и виновнее его (свт. Иоанн Златоуст).
…Гордость есть знак низкого ума и неблагородной души… (свт. Иоанн Златоуст, 53, 11).
Сколько бы мы ни совершили добрых дел, … не позволяет им укрепиться в нас и неразлучно с нами пребывать, но… препятствует им оставаться в нас непоколебимыми (свт. Иоанн Златоуст).
Знай ясно, что человек, с гордостью живущий добродетельно, – если только вообще это значит жить добродетельно, – неожиданно может впасть в полную погибель. Тот, кто допустил себя до падения, научившись из этого падения смирению, может и восстать, и вскоре восстановить свое прежнее положение, если только захочет; тот же, кто по-видимому поступает хорошо с гордостью, но не терпит никакого зла, никогда даже и не заметит своего беззакония, а, напротив, лишь умножит зло, и внезапно отойдет отсюда, лишенный всего, что существует здесь (свт. Иоанн Златоуст).
Подлинно, ничто так не отвращает милосердие Божие и не предает так геенскому огню, как страсть гордыни. Если она присуща нам, то, какие бы подвиги мы ни совершали, воздержание ли, девство ли, пост ли, молитвы ли, милостыню ли, вся наша жизнь становится нечистой (свт. Иоанн Златоуст).
Не вдавайся в гордыню, потому что дела идут у тебя упешно, как будто не можешь потерпеть чего-либо худого; напротив того, содержи в мысли то, что обстоятельства часто принимают противный оборот, держись скромного образа мыслей, и не выходи из пределов человечества. Правосудие назирает дела наши; оно возмечтавших о себе, что не подлежат уже наказанию, доводит до наказания тем самым, чем думали избежать его (прп. Исидор Пелусиот).

Цитаты из книги «Сокровищница духовной мудрости».
Выписки из творений святых отцов составлены в соответствии с годовым кругом евангельских чтений.
Составитель протоиерей Михаил Нейгум.
Издательство «Русь», Москва, 2001г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.